О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций
Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Федеральный уровень
Региональный уровень
Приказ Министерства образования и науки КЧР "О внедрении целевой модели наставничества" pdf
Положение о введении многофункциональной системы (целевой модели) наставничества в образовательных организациях КЧР .pdf
Школьный уровень
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Целевая модель наставничества
Целевая модель наставничества: формы взаимодействия и этапы реализации программы наставничества
Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях КЧР.
Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит передавать знания и формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.
Этапы реализации целевой программы наставничества
1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:
·определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;
·назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;
·фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;
·обеспечить нормативно-правовое сопровождение.
2-й этап – отбор и обучение наставников
Важные критерии отбора наставника:
·желание наставника участвовать в программе;
·профессиональный опыт;
·развитые компетенции, навыки коммуникации;
·ресурс времени;
·положительный жизненный, профессиональный опыт;
·соответствие запросам наставляемых;
·активная гражданская позиция;
·мотивация.
3-й этап – формирование банка наставников
Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:
·обучающиеся, готовые помочь сверстникам;
·педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;
·родители/опекуны обучающихся
·участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией.
4-й этап – формирование банка наставляемых:
·информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся
·о возможностях и целях программы;
·организовать сбор данных о наставляемых.
Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.
5-й этап – организация работы
Обязательные образовательные процедуры:
·оформление нормативно-правовых документов;
·определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;
·предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;
·организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;
·формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;
·групповая встреча наставника и наставляемых;
·проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.
6-й этап – завершение программы
Основные задачи этапа:
·представление результатов работы конкретной пары/группы;
·сбор обратной связи от участников программы;
·организация и проведение финального мероприятия;
·награждение лучших наставнических пар/групп;
·формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.
Наличие психолого- педагогического класса в МБОУ КГО "Гимназия 4 им.М.А.Хабичева"