О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций

    Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися

Федеральный уровень

 

Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" 

 

Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися 

 

Региональный уровень

 

 

 

 

 

Приказ Министерства образования и науки КЧР "О внедрении целевой модели наставничества" pdf

 Положение о введении многофункциональной системы (целевой модели) наставничества в образовательных организациях  КЧР   .pdf

Школьный уровень 

Приложение к приказу.pdf  база наставничества 

Минпросвещения России 

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

 

                                                       Целевая модель наставничества

 

Целевая модель наставничества: формы взаимодействия и этапы реализации программы наставничества  

Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях КЧР.

Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.

Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит передавать знания и формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.

Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.

Этапы реализации целевой программы наставничества

1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:

·определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;

·назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;

·фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;

·обеспечить нормативно-правовое сопровождение.

2-й этап – отбор и обучение наставников

Важные критерии отбора наставника:

·желание наставника участвовать в программе;

·профессиональный опыт;

·развитые компетенции, навыки коммуникации;

·ресурс времени;

·положительный жизненный, профессиональный опыт;

·соответствие запросам наставляемых;

·активная гражданская позиция;

·мотивация.

3-й этап – формирование банка наставников

Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:

·обучающиеся, готовые помочь сверстникам;

·педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;

·родители/опекуны обучающихся

·участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией.

4-й этап – формирование банка наставляемых:

·информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся

·о возможностях и целях программы;

·организовать сбор данных о наставляемых.

Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.

5-й этап – организация работы

Обязательные образовательные процедуры:

·оформление нормативно-правовых документов;

·определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;

·предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;

·организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;

·формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;

·групповая встреча наставника и наставляемых;

·проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.

6-й этап – завершение программы

Основные задачи этапа:

·представление результатов работы конкретной пары/группы;

·сбор обратной связи от участников программы;

·организация и проведение финального мероприятия;

·награждение лучших наставнических пар/групп;

·формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.

Наличие психолого- педагогического класса  в МБОУ КГО "Гимназия 4 им.М.А.Хабичева"